В помощь путешественнику: как выбрать надёжного туроператора и кто ответит за испорченный отдых?
24 августа туроператор Ted Travel объявил о невозможности исполнить свои обязательства перед клиентами и прекращении своей деятельности в связи с падением спроса на его основной туристский продукт – туры в Турцию – на фоне эпидемии вируса Коксаки. Сообщение о таком решении было опубликовано на официальном сайте компании. В результате пострадало около 3,5 тысяч туристов: по подсчетам АТОР, от 750 до 800 туристов обанкротившегося туроператора «застряли» на курортах Турции в ожидании отправки на родину, а также еще от 2000 до 2800 человек приобрели турпакеты на ближайшие даты, но так и не смогли ими воспользоваться.
К сожалению, от банкротства туроператора никто не застрахован, и в подобной ситуации может оказаться любой из нас. В связи с этим хочется поделиться с Вами советами и рекомендациями экспертов, как максимально снизить риски на случай банкротства туроператора, как определить его надежность и что же все-таки делать, если компания объявила о прекращении своей деятельности.
Выбираем надёжного туроператора
Если Вы планируете отдых на массовых направлениях – Турция, Греция, Кипр и т.п. – то, в первую очередь, следует ориентироваться на крупных туроператоров, которые уже давно работают в этом сегменте. Появление новых игроков должно вызывать недоверие, поскольку рынок уже поделен и новичку занять здесь свою нишу достаточно сложно.
Загляните в Единый федеральный реестр туроператоров и проверьте, есть ли там информация о выбранной Вами компании. Это важный момент, поскольку в случае банкротства, а также неисполнения или ненадлежащего исполнения компанией своих обязательств экстренная помощь будет оказана клиентам только тех турагентств, которые внесены этот реестр и являются членами Ассоциации «Турпомощь» - объединения туроператоров в сфере выездного туризма. На данный момент в реестре содержатся сведения о более 3 000 тыс. турфирм, среди которых 660 – это компании, которые занимаются выездным туризмом. Здесь Вы можете узнать основные данные о компании как юридическом лице, а также о размере ее финансового обеспечения – финансовой.
Поинтересуйтесь у сотрудника турфирмы, кто выступает в качестве страховщика. Это должна быть какая-либо страховая компания, зарегистрированная в РФ и обладающая правом выплаты страхового возмещения в случае ненадлежащего оказания услуг.
Сравните стоимость на аналогичные пакетные туры у различных туроператоров – цена тура (путёвки) не может в значительной степени отличаться от среднерыночной. По словам исполнительного директора АТОР Майи Ломидзе, если путевка у выбранного Вами туроператора дешевле, чем у конкурентов, на 5-7 тыс. рублей, то волноваться не стоит, это нормальная ситуация на рынке туруслуг, но если разница достигает уже 10-15 тыс. рублей и при этом туроператор не объявляет о распродаже, то в данном случае есть серьезный повод задуматься.
Заключаем договор: важные моменты
Итак, Вы выбрали туроператора, определились с туром или путёвкой, настало время заключить договор. На что здесь стоит обратить внимание?
Всегда читайте текст договора. В нем обязательно должна быть прописана следующая информация:
-
название туроператора;
-
контактные данные туроператора;
-
номер туроператора в Едином федеральном реестре;
-
название страховой компании – финансового гаранта туроператора в случае его банкротства;
-
координаты Ассоциации «Турпомощь».
Кроме того, договор должен содержать условия его расторжения и штрафные санкции, а в сведениях о финансовой гарантии должна быть указана не только компания-страховщик, но и сумма покрытия и срок действия договора.
Проверяйте соответствие дат поездки и местонахождения в конкретные даты.
Сохраняйте Ваш экземпляр договора и чеки, подтверждающие факт оплаты тура, до окончания поездки.
Финансовая гарантия – что это?
Финансовая гарантия или, другими словами, финансовое обеспечение ответственности туроператора – это документально подтвержденное обязательство страховой компании –финансового гаранта туроператора – возместить убытки, которые могут быть причинены из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств туроператора. Заключать договор со страховой компанией обязан каждый туроператор.
Размер финансовой гарантии определяется договором и не может быть меньше:
-
500 тыс. рублей – для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего или въездного туризма;
-
5% от оборота компании – для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, но не менее 50 млн. рублей.
Согласно Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в РФ», в случае банкротства туроператора его страховщик (или гарант) обязан удовлетворить требование туриста о выплате страхового возмещения не позднее 30 календарных дней после дня получения такого требования с приложением всех необходимых документов.
Туроператор – банкрот: что делать туристу, который уже уехал отдыхать?
Если Вы узнали о банкротстве туроператора, будучи уже в месте отдыха, в первую очередь, уточните следующую информацию:
-
оплачено ли проживание в отеле/гостинице;
-
оплачены ли обратные авиабилеты.
Если туроператор внес предоплату за отель и авиабилеты – Вам повезло и Вы спокойно можете продолжить свой отдых. Единственное, в данной ситуации, о чем Вам нужно будет побеспокоиться, - связаться с авиакомпанией и уточнить, не изменилось ли время вылета чартера, а также самостоятельно добраться до аэропорта в день отъезда.
Но если же выяснится, что туроператор не оплатил ни проживание в отеле, ни обратные авиабилеты, то как же поступить тогда? В этом случае возможны следующие варианты.
-
Если у Вас есть средства, Вы можете повторно оплатить проживание в отеле, приобрести авиабилеты и продолжить свой отдых, сохранив при этом все документы, подтверждающие Ваши расходы. После возвращения домой Вы сможете обратиться за возмещением понесенных расходов к страховщику обанкротившегося туроператора.
-
Если денег на повторную оплату отеля и билетов нет, то Вам следует связаться с Ассоциацией «Турпомощь» по телефону +7(499) 678-12-03. Именно эта организация далее будет решать вопросы, связанные с вашим возвращением домой.
Туроператор – банкрот: что делать туристу, который не успел воспользоваться приобретенными туруслугами?
Если Вы узнали о банкротстве туроператора до того, как отправиться в долгожданный отдых, Вам следует обратиться за возмещением понесенных расходов в страховую компанию, которая выступает финансовым гарантом туроператора.
Для обращения к страховщику необходимо подготовить следующие документы:
-
заявление о выплате страхового возмещения (форма заявления обычно размещается на сайте страховой компании);
-
оригинал и копия паспорта заказчика турпродукта;
-
оригинал и копия договора о приобретении турпродукта;
-
чеки, путёвки, платежные и иные документы, подтверждающие причинение ущерба.
Как уже было указано ранее, на возврат денег туристу закон устанавливает страховщику срок – 30 дней.
Кроме того, помимо выплаты страхового возмещения Вы также имеете право обратиться в суд и потребовать от туроператора возмещения упущенной выгоды и морального вреда. Причем, с требованием возмещения морального вреда в суд могут обратиться и те туристы, которые уже улетели отдыхать, но были вынуждены вернуться досрочно, и те, кто повторно оплачивал свой тур.
Надеемся, что эта информация будет Вам полезной, и искренне желаем, чтобы ничто не омрачило Ваш долгожданный отдых!